Что такое свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона – особый режим, получивший достаточно широкое применение в мировой практике, благодаря возможности сформировать гибкую модель взаимодействия государства с бизнесов на взаимовыгодных условиях.

Что такое свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона – представляет собой особую модель организации режима таможни, при котором продукция ввозится/вывозится в пределах этой зона за границу государства с существенными льготами по налогообложению, пошлинам, платежам таможни. При этом, перемещение продукции происходит не в рамках нетарифного регулирования внешнеэкономических операций, а товары местного производства попадают в свободную таможенную зону с применением установленных ставок налогообложения и таможенных пошлин, но нетарифная регуляция также используется.

Содержание понятия таможенная процедура свободная таможенная зона, включает:

 

  • наличие для участников ВЭД (внеш. эконом. деятельность) преференций по платежам таможни и внутренним налогам;

  • возможность проведения производственно-хозяйственной и экономической деятельности в свободной таможенной зоне;

  • возможность осуществлять продажи товаров на внешнем и внутреннем рынках.

 

Привлекательность свободной таможенной зоны для государства заключается в получении доходов от привлеченных инвестиций, направленных на создание и расширение производственных мощностей и конкретных видов коммерческой деятельности.

Значение. Формирование свободных таможенных зон – эффективная мера, направленная на расширение торговых отношений, появление новых, хорошо оплачиваемых вакансий на рынке труда. В результате таких процессов свободная таможенная зона оказывает положительное воздействие на экономику в целом и социальное развитие в частности.

Источником международного правового регулирования, на основании которого действуют свободные экономические зоны таможенные союзы, служит Киотская Конвенция "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур", которая принята еще в 79 году прошлого века.

Россия до этого времени еще не присоединилась к обновленной редакции вышеуказанной конференции. Но следует отметить, что принципы, по которым может создаваться, работать и закрываться свободная таможенная зона РФ, отраженные в законах РФ в качестве особого таможенного режима свободной зоны (свободного склада), соответствуют нормам Специального приложения "D" конференции в Киото.

Отличительная характеристика режима свободной таможенной зоны (свободного склада) состоит в отсутствии определений по такому режиму в Кодексе России (ТК РФ). Нормы свободной экономической зоны установлены Законом России по правовым отношениям, связанным с применением режима свободной таможенной зоны (свободный склад). Действие этого положения остается в силе, так как определяющая его 12 глава ТК России остается действующей до момента появления отдельного ФЗ, направленного на регуляцию правовых отношений в вопросах применения режима свободной таможенной зоны.

Процедура свободной таможенной зоны и её применение

Таможенная процедура свободная таможенная зона имеет свои характерные особенности, заключающиеся в том, что к импортированной продукции, попадающей непосредственно под нее, применимы меры нетарифного регулирования, а также предусмотренные платежи, как для товаров, размещенных вне зоны Таможенного Союза (ТС). Но, в тоже время, необходимо принять во внимание, что свободная таможенная зона Таможенный союз непосредственно также выступает составным элементом ТС, а может быть определена в качестве территории осуществления таможенного контроля.

Свободная таможенная зона, выступающая в роли таможенной процедуры, имеет следующую суть:

 

  1. Продукция, которая находится непосредственно в рамках границ Разработка Бизнес-Планов для Резидентов ТОР и АНО ДАСИ, ТОСЭР БП, Бизнес План, Составление заявок на гранты, разработка финансовой модели предприятия, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, построение экономических и финансовых эконометрических моделей, освобождена от платежей таможни и мероприятий нетарифного регулирования к продукции, производимой вне ее, а также от ограничений, применяемых к товарам ТС.

  2. Продукция, к которой применим режим свободной таможенной зоны, сохраняет статус иностранной, а продукция ТС сохраняет статус товара ТС.

  3. На территории свободных таможенных зон осуществляют деятельность в качестве резидентов юрлица и ИП, регистрация которых осуществлялась госорганами стран участниц ТС с соблюдением правовых законодательных актов конкретного государства, при условии включении в специальный реестр особых зон.

 

На основании 9-й статьи ФЗ 166 от 22.07.05 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» для включения в данный реестр сформированы следующие требования для предприятий:

 

  • Необходимым условием является наличие регистрации в муниципальных органах региона расположения свободной экономической зоны;

  • Необходимо наличие договора о на осуществление коммерческой деятельности в свободной экономической зоны со структурами, управляющими такой зоной.

 

Таможенная процедура свободная экономическая зона может иметь и другие разновидности, предусмотренные Соглашением. Это Портовая и Логистическая свободные экономические зоны. Для правового поля РФ такие термины пока еще относительно мало распространенные понятия.

Портовая свободная (специальная особая) экономическая зона – формируется в морском/речном или воздушном порту, которые предназначены для осуществления международных транспортировок, а также на прилегающих к подобным объектам территориях. В тоже время, под процедуру свободных экономических зон не могут попадать составляющие элементы портов и аэропортов, на территории которых размещены объекты решающие задачи по пассажирским перевозкам.

Логистическая свободная (специальная особая) экономическая зона – может быть сформирована в пределах территории страны свободной таможенной зоны вблизи ж/д или автомобильных пропускных пунктов таможни ТС. Особенности подлобных разновидностей свободных экономических зон заключаются в процедуре прохождения контроля. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в этом случае не требует декларирования (при этом, декларирование применяется для продукции, которая не имеет отношения к логистическим и портовым группам). Чтобы осуществить помещение продукции по процедуру такой зоны таможни следует оформить контракт на складские услуги и сопутствующие разгрузочно-погрузочные операции. Свободная таможенная зона свободный склад применима исключительно для операций, которые имеют отношение к поступлению продукцию в пределы таможенной зоны ТС.

Поскольку портовые\логистические свободные экономические зоны расположены на таможенных границах ТС, при перемещении продукции размещенной на территории особых экономических зон в пределы ТС следует осуществить ее декларирование и поместить под соответствующую процедуру таможни.

Если продукция находится в особой таможенной зоне, которая не имеет отношения к портовым\логистическим экономическим зонам, допускается совершение любых операций при условии, если:

 

  • Если такое входит в действующий договор на проведения операций в пределах свободной экономической зоны;

  • Если проводимые мероприятия имеют отношения к складированию, обработке и хранению грузов, либо с оформлением соглашений по их отчуждению.

 

Таможенная процедура может считаться действующей в пределах срока существования свободной экономической зоны на период действия статуса резидента для субъекта, помещающего продукцию под такую процедуру. Кроме того, прекращения срока действия таможенной процедуры свободной экономической зоны может осуществляться в случае вступления в силу специального решения о таком факте.

 

Таможенный союз и свободная таможенная зона

Основное отличие, которое имеют таможенные союзы и зоны свободной торговли состоит в том, что члены ТС наряду с устранением тарифных квот в экономических взаимоотношениях устанавливают стандарты политики в области внешне-торговых операций с третьими государствами. Это предполагает формирования стандартных единообразных тарифов по периметру границ ТС. Таким образом, политика ТС предполагает замещение нескольких таможенных зон одной территорией. В этом случае происходит упразднение внутренних таможенных служб с передачей их полномочий таможням, расположенным на границах общей таможенной зоны. В качестве иллюстрации такого ТС можно привести Евросоюз, который начал формироваться еще в 1968, как ЕЭС.

Это вариант меняет (свободная таможенная зона) условия направление потоков продукции и способствует переориентацию членов ТС на ввоз товаров из государств, принимающих участие в соглашении. В дальнейшем это приводит к преобразованиям в производственной и потребительской сферах.

При всей логичности и завершенности такого образования как ТС, в нем присутствуют и свои противоречия. При концентрации исключительно на международных торговых отношениях приводит к необходимости трансформации в более совершенную организацию экономических и торговых союзов.

Соглашение о свободных зонах ТС, которые рассматриваются как экономические сообщества стран, строятся на принципах:

 

  • существование общей таможенной территории стран ТС, которая формируется на условиях   отсутствия пошлин и сборов таможни на эквивалентных условиях для всех договаривающихся стран;  

  • по отношению к третьим странам устанавливается и применяется единый режим торговли, общие тарифы и нормы нетарифного регулирования внешнеторговых операций;

  • создание системы взаимодействий ТС с третьими странами;

  • установление единого механизма экономического регулирования, основанного на рыночных условиях ведения хозяйственно-экономической деятельности и общей законодательно базе.

 

Участники соглашения по свободной таможенной зоне определяют цели создания таможенного союза:

 

  • совместное создание условий для социального и экономического прогресса посредством ликвидации факторов, мешающих открытому экономическому сотрудничеству;

  • формирование базовых условий для стабильного развития экономики, открытого обмена выпускаемой продукцией и честной конкуренции;

  • согласование политических решений в области экономики государств соглашения и содействие в вопросах совершенствования народного хозяйства;

  • обеспечение предпосылок для создание единого экономической системы;

  • реализация мероприятий, способствующих быстрому и эффективному выходу стран ТС на международные рынки.

 

Создание свободной таможенной зоны ТС важнейший этап процесса по реализации задач экономической интегрированности стран участниц. Необходимо отметить, что более тесная интеграция экономик на основе свободной таможенной зоны в конечном итоге приводит к тому, что часть государственных функций переходит межнациональным структурам, а, следовательно, способствует частичному отказу от государственного суверенитета. Учитывая такое развитие ситуации некоторые страны отказываются от принципов свободной таможенной зоны, предпочитая осуществлять торговые и экономические взаимоотношения по двусторонним соглашениям.

Выходом в этом случае может быть интеграция государств, основанная на прагматических принципах. При этом, присоединение государств к соглашению по свободной таможенной зоне происходит не одновременно, а поэтапно, с постепенным расширением сообщества. Примером такого процесса могут быть этапы интеграции РФ и Беларуси. В начале 1997 было заключено соглашение о создании Союза РФ и Беларуси, а также был принят устав этого объединения, который подчеркнул направленность Союза на постепенное интегрирование стран.

В период с 1999 по 2001 год появился ряд актов подтверждающих завершение процессов создания свободной таможенной зоны Союза, подписаны документы по формированию принципов безопасности объединения РФ и Беларуси, созданы такие органы, как Высший Государственный совет и СовМин, а также сформированы намерения по внедрению единой валюты и созданию единого эмиссионного центра Союза.

Для того, чтобы проект свободной таможенной зоны и создания Союза был реализован на практике необходим надежный экономический фундамент, который строится на поэтапной реализации этапов интеграции, включая создание свободной таможенной зоны и валютного Союза. Необходимым условием для реализации намерений по интеграции РФ и Беларуси в рамках свободной таможенной зоны является взаимная экономическая заинтересованность, которая не противоречит выбранным этими государствами политическим курсам. У каждого участника Союза присутствуют собственные геополитические интересы, на основе которых и выстраиваются взаимоотношения в рамках Союза.

Прекращение функционирования свободной таможенной зоны

В случае принятия решения о прекращении работы свободной таможенной зоны, к продукции, размещенной на таких территориях должна быть применена таможенная процедура на протяжении срока в четыре календарных месяца. В тоже время некоторые товары могут быть признаны продукцией ТС, которая не подлежит контролю таможни без внесения предусмотренных платежей. В эту категорию попадает оборудование, находящееся в свободной таможенной зоне, которое введено в эксплуатацию и применяется в рамках выполнения договорных условий по деятельности экономической зоны, а также продукция, участвующая в строительстве недвижимых объектов на этой территории.

Эта же процедура может быть применима в ситуации завершения функционирования свободной таможенной зоны по факту утраты статуса резидента по причине выполнения договорных норм в отношении порядка деятельности в свободной таможенной зоне.

Анализируя вышесказанное, модно отметить, что потеря статуса свободной таможенной зоны находится в зависимости от принятых решений гос. органов ТС. Если же резидент осуществил импорт оборудования в пределы свободной таможенной зоны и не ввел его в эксплуатацию (независимо от причин) момента прекращения деятельности особой зоны, то данная продукция обязательно помещается под процедуры таможни. Поскольку это условие предполагает финансовые потери, связанные с уплатой платежей таможни, резидент может принять решение по экспорту продукции из зоны ТС. 

Учитывая зависимость резидентов свободной таможенной зоны от решений гос. органов, можно говорить о влиянии процедуры прекращения деятельности свободной таможенной зоны на ее привлекательность с точки зрения инвестиционных рисков.

Так как существуют определенные преференции для продукции, используемой при строительстве недвижимых объектов, возникает необходимость раскрыть понимание сути таких товаров. Необходимо четко описать, входят ли в эту категорию материалы из которых возводятся строительные конструкции, или к ней можно отнести разнообразную строительную технику. Отсутствие четкости в этом определении затрудняет принятие решений для резидентов, которые решили инвестировать в строительство недвижимости в пределах свободной таможенной зоны.

Свободный склад и свободная таможенная зона

Понятие свободный склад предполагает формирования свободной таможенной зоны, отличающей узко-специализированным профилем. В основном сейчас такая форма особых зон нашла применение в области автопрома, но по прогнозам экспертов данный вид свободной таможенной зоны будет востребован для масштабных проектов в большинстве экономических отраслей.

Правительством РФ в конце апреля 1998 года принято постановление "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности", а также Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима свободного склада. Основываясь на материалах данного постановления, можно вывести следующее толкование термина «свободный склад» - это определенное производство, периметр которого надежно огражден, а также приняты все меры по исключению вывоза продукции за границы свободной таможенной зоны без специального контроля со стороны таможни.

Свободный склад учреждается на основании постановлений Правительства РФ. Одним из оснований для такого решения является представление договора по внедрению крупных инвестиционных проектов на срок от пяти до семи лет. Импортируемая продукция, необходимая для производства продукции попадает на территорию свободной таможенной зоны без взыскания платежей таможни и налогов в пределах свободного склада, где происходит выпуск готовых товаров.

Прекращение режима свободной таможенной зоны в отношении свободного склада применятся для внутреннего потребления выпускаемой продукции без выплат различных платежей, на условиях соблюдения квот по количеству продукции, которые устанавливаются на основе решений Правительства РФ и требований государства происхождения товаров необходимых для производства продукции на территории свободной таможенной зоны.

 

Проблема функционирования свободного склада на территории Российской Федерации

 

На практике работа свободной таможенной зоны на условии свободного склада в РФ связана с определенной проблемой, причиной которой является отсутствие норм, определяющих предоставление налоговых преференций по НДС и акцизам при свободном обращении продукции для внутреннего потребления.

В РФ работает несколько свободных таможенных зон, работающих по принципу свободно склада. Это особые зоны ЗАО "Форд Мотор Компани" (образованы в 2002), китайский таможенный терминал "Дружба" открыт в 2006) и т.д. Важнейшая роль в вопросах формирования свободных таможенных зон отводится обеспечению необходимых условий для привлечения инвестиций. Особенно важен этот момент на начальных этапах, когда для привлечения дополнительных ресурсов в экономику следует установить четкие гарантии участникам ВЭД от гос. органов.

Для снижения инвестиционных рисков, связанных с изменением политических курсов (в том числе и в отношении таможенной политики) России приняты следующие законодательные акты ФЗ 160 (09.07.99) "Об иностранных инвестициях в РФ", а также ФЗ 39 (25.02.99 в редакции 24.07.07)"Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Современное положение свободных таможенных зон и таможенных союзов

Направленность процессов на активное формирование двусторонних свободных таможенных зон в международной экономике встречает волну критики. Противники такой политики отмечают, что двусторонние соглашения:

 

  • Часто становятся фактором, который приводит к появлению отклонений от нормы в торговых отношениях;

  • Нарушают принципы построения многогранного механизма мировой торговли в системе ВТО.

 

Кроме того, поскольку государства с более слабым развитием экономики минимально вовлечены в формируемые свободные таможенные зоны считается, что они практически ничего не получают от подобных процессов. Сторонники же построения свободных таможенных зон, не отрицая существования подобных противоречий, указывает на факт зависимости эффективности, глубины и охваченности отраслей экономики от политической воли. Это понимание раскрывает потенциал развития свободных таможенных зон.

Двусторонние соглашения, впрочем, не являются препятствием для заключения многосторонних договоров. Они напротив способствуют углублению многосторонних отношений. ВТО имеет возможность для дальнейшего развития только при наличии общего стремления. Подтверждением такого заключения может служить остановка переговорного процесса по Дохийскому раунду, которая произошла в начале лета 2006 года.

Государства, которые ориентированы на реформирование национальных экономик для успешной реализации таких задач рассматривают вариант более объемного выхода на рынки передовых в экономическом отношении стран. Важным условием для эффективных экономических преобразований является участие в мировой интеграции, поэтому, оставаясь на периферии таких процессов сложно рассчитывать на успех. Для государственных экономик со слабым уровнем конкурентоспособности международные организации и сообщества способны подобрать эффективные технологии по вовлечению в процессы международного обмена.

Вхождение стран в зоны свободной торговли наряду с позитивными изменениями в экономике связано с некоторыми рисками. В связи с этим прогнозы по ожидаемым эффектам могут отличаться от полученных результатов после вхождения в свободную таможенную зону. Так, турецкая и испанская экономики, в сравнении с греческой и португальской существенно сократили отставание от других государств ЕС по индустриализации и смогли перестроить экспортную структуру с продукции, требующей высоких трудозатрат на капиталоемкие товары.

Размер преобразований и структура полученных эффектов формируется в зависимости от степени заинтересованности в интеграции всего государства, отдельных отраслей и компаний, осуществляющих деятельность в свободной таможенной зоне. Различают два вида эффектов, получаемы в результате интеграции: статические и динамические.

К статическим эффектам относят:

 

  • эффекты формирования и отклонения торговли;

  • условия осуществления торговых операций;

  • распределение прибыли;

  • конкурентное уменьшение уровня цен.

 

К динамическим относят:

 

  • увеличение эффективности производственных предприятий, а также внедрение отдельных факторов;

  • инновационные технические и экономические преобразования;

  • снижение расходов за счет уменьшения масштабов производственной деятельности

  • преобразование структуры национальной экономики;

  • более высокая занятость населения;

  • более высокая интенсивность роста экономики;

  • устранение снижение числа «узких мест» области продвижения продукции;

  • увеличение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

  • более высокий уровень управления и планирования;

  • увеличение объема прямых инвестиций.

 

«Эффект домино» - заключается в том, что государство, сформировавшее мощную внутреннюю экономику, инвестирует средства в менее развитые страны.

Иллюстрацией такого эффекта может служить рост кредитных рейтингов Чили после старта переговорного процесса по формированию свободной таможенной зоны с Соединенными Штатами. При создании региональных особых зон можно наблюдать снижение конкурентоспособности предприятий на соседних рынках. Степень дискриминации государств по экономическим признакам зависит от емкости рынков государств, участвующих в соглашении по созданию свободной таможенной зоны. Чем выше этот показатель, тем выше ощущаемый уровень экономической дискриминации.

На первых этапах развития свободной таможенной зоны практически всегда наблюдается отсутствие полноты режима, что проявляется в неравномерном процессе обмена и совместного открытия рынков, что обычно связано со значительными расхождениями в уроне экономики, гибкостью национальных производителей, с диспропорциями по стоимости, обеспеченности национальных производителей в государствах свободной экономической зоны.

Несмотря на имеющиеся проблемы свободная таможенная зона является универсальным механизмом для интеграции государств. Этот механизм может расцениваться, как промежуточный этап интеграции, или, как технология перехода к более развитым формам экономического взаимодействия государств.

Три целевые модели свободной торговли:

 

  1. как первый шаг к углубленной интеграции, перехода к ТС, единому рынку, экономическому и валютному объединению (ЕЭС, ЕврАзЭС);

  2. как подготовительный этап к вступлению в более широкие Союзы;

  3. как самостоятельная модель, которая не направлена на вхождение в сообщества с другими структурами (ЕАСТ, НАФТА).

 

Первая модель выглядит, как постепенный переход к удалению от других международных рынков. Она может расцениваться как вариант ограждения от некоторых отраслей и экономик других государств. В связи с этим особенности структурных преобразований в таких свободных таможенных зонах должны способствовать преобладанию тенденций, замедляющих экономическое и социальной развитие государств участников ТС. Такая модель демонстрирует высокую эффективность для государств с высокоразвитой экономикой, как, например, страны ЕЭС. Применение первой модели для свободных таможенных зон с участием стран, характеризующихся слабым экономическим и социальным развитием может обеспечивать лишь краткосрочный эффект.

Вторая модель направлена на усилие воздействия конкуренции для внутренних производителей, поэтому такие свободные таможенные зоны способствуют интенсивному развитию национальных производств. В конечном итоге это повышает уровень конкурентоспособности государственных экономик и создает предпосылки для интеграции в высокоразвитые мировые сообщества. Принимая во внимание, описанный здесь эффект, можно сделать вывод о привлекательности этой модели для развивающихся стран, так как она характеризуется надежной системой предотвращения рисков для внутренних производителей и способствует быстрому приспособлению к условиям мировых рынков развитых государств.

Наибольшей популярностью среди различных типов свободных таможенных зон пользуются третья целевая модель. Обеспечивая эффективную интеграцию национальных экономик, она способствует обеспечению высоких свобод в области изменения направления внешней ориентации экономик и создает выгодные условия для перехода к другим моделям.

В нынешних условиях развития международной экономики у свободных экономических зон появляется необходимость в регулирующих институтах:

 

  • Во-первых, применение единых таможенных тарифов и необходимость вырабатывать единые решения предполагает модернизацию методик развития разных сфер государственных экономик.

  • Во-вторых, возникает необходимость в продуманной координации преобразований некоторых отраслей на мировом уровне, что может негативно отражаться на других отраслях.

  • В-третьих, появляется необходимость в проведении переговорных процессов, направленных на формирование единой тарифной политики для таможенных органов и решение вопросов по адаптации национальных рынков к совместным интересам. Для решения таких задач необходимо инициировать формирование наднациональных структур, задачей которых будет координация и контроль взаимодействия в определенных отраслях производственной и внешнеторговой деятельности. Свободные таможенные зоны не могут эффективно работать без таких структур.

 

Следует учесть, что наличие свободной таможенной зоны может не приводить к формированию политики единых тарифов для всего перечня продукции (производимой и потребляемой). В область взаимных интеграционных интересов могу попадать разнообразные экономические отрасли. Основную роль в этих процессах играет направленность на интеграцию в области производства. Несмотря на то, общий валютный рынок также является задачей свободных таможенных зон финансово-кредитное и валютное сотрудничество на начальных стадиях не является приоритетом для стран участниц. Финансово-валютные институции, которые формируются в рамках свободной таможенной зоны выступают в роли обслуживающего сегмента.

Наиболее часто в сферу интересов свободных таможенных зон не попадают такие масштабные направления, как энергетика и оборонпром.

Наиболее высоким уровнем интеграции государств в рамках свободного таможенного союза заслуженно считается общий рынок. Эта стадия взаимной интеграции государств реализована в ЕС. Нельзя исключать возможность появления новых объединений и Союзов, которые на данной стадии развития будут иметь значительные отличия от общего рынка Евросоюза.

Трансформация свободной таможенной зоны в общий рынок происходит на базе экономических и политических условий. Отмена тарифных ограничений на пути обмена продукцией приводит к тому, что появляются ограничения нетарифные:

 

  • отличие в техусловий и нормативов;

  • правовые методы правовой защиты национальных брендов, товарных знаков и т.д.

 

При формирования свободных таможенных зон на территории эксперты не предвидели возникшие в последствии сложности. На этапах замедленного развития возникали вопросы по обеспечению государственных интересов. Специалисты утверждают, что формирование реального общего рынка возможно только на условиях стандартизации правовых нормативов по общим направлениям и различным сферам экономики.

На практике достаточно сложно добиться единого мнения по широкому кругу вопросов. Для достижения взаимных договоренностей необходимо внедрение новейших управленческих подходов и укрепление позиций межнациональных интересов.

 

Для создания общего рынка следует обеспечить эффективное решение шести – семи наиболее крупных задач.

 

Первые две задачи необходимо решить на первых стадиях интеграционных процессов. Происходит отмена таможенных сборов между странами свободной таможенной зоны, формируется принцип единой политики торговли с третьими странами. Решение таких задач создает условия для формирования общего рынка.

Третья задача – заключается в унификации политики относительно развития некоторых секторов экономики, которые определяются исходя из дальнейших задач интеграции, возможного социального резонанса и перспективы удовлетворения потребительских интересов. Именно поэтому при переходе к общему рынку в Евросоюзе в качестве приоритетных сфер были определены аграрный сектор и транспорт.

Четвертая задача – формирование предпосылок для обеспечения свободы перемещения капиталов, трудовых и информационных ресурсов, являющихся вспомогательным фактором обеспечения свободного перемещения продукции.

Описанные экономические этапы создают базу для согласования дальнейших шагов по устранению противоречий в национальных законодательствах. Отдельное внимание в процессе решения таких задач следует уделять созданию системы мероприятий по недопущению нарушений нормативов, обеспечивающих конкурентную регуляцию. Для этого необходимо сформировать надгосударственные контролирующие и управляющие структуры. В примере с Евросоюзом это Европейский парламент, Совмин, Европейская комиссия, Европейский суд, ЕвроСовет.

Формирование общего европейского рынка произошло в 1995 году. Среди первых задач этой свободной таможенной зоны можно выделить установление платежного союза, который был создан в относительно короткие сроки (за 6 лет). Этот союз должен обеспечивать расчеты по платежам между несколькими странами, с определением денежной единицы расчетов. Переход от единого рынка к платежному союзу стал наиболее сложным моментом в процессе дальнейшей экономической интеграции.  В настоящее время достичь этого этапа смогли только страны Евросоюза. В этой свободной таможенной зоне сложности возникли с формированием единой валютной политики и внедрением евровалюты.

Анализ исторического опыта интеграционных процессов позволяет сделать вывод о важности поэтапного прохождения стадий развития. При переходе на более развитые интеграционные формы без объективных предпосылок возможны серьезные проблемы в проведении интеграции.